Двенадцать размышлений о Адамовом плаче

.

Двенадцать размышлений о Адамовом плаче

Предисловие

Впервые о Адамовом плаче я услышал от своего духовника в 97 году. Был обучен началам подхода к Адамову плачу в уединении, но я до 2017 года не решался озвучить личные размышления о Адамовом плаче потому что Адамов плач, в наше время, столь редкое явление даже среди священства и монашества что, невольно, приходила мне всегда такая мысль, а кто же станет читать размышления о нём? Кому это, в наше время, может быть нужно?

По видимому, по большей части, едва ли не все (в наше экономически сложное время) так измотаны своими повседневными проблемами что им не до духовных исканий вообще. Тем более Адамов плач… его не так легко найти внутри себя. Не так легко понять почему без него — всё остальное духовное почти не приносит душе ощутимой реальной пользы. Те же кто приходят в веру со всей искренностью и бывают готовы поступиться ради веры многим, не приходят ли и они к разочарованиям в себе и в православной вере? Приходят и ещё как приходят…

Разочарования в вере, неизбежны в жизни (наверное, любого) человека.

Ко многим разочарование в православной вере приходит через год-два три после прихода в храм, к кому-то после нескольких посещений храма, а к кому-то разочарование приходит и после нескольких десятков лет посвящённых Богу. Людей, разочаровавшихся в своих силах, разочаровавшихся в возможности даже незначительного своего духовного роста…, таких людей большинство.

Люди приходят в православие и потом, рано или же поздно ловят себя на ясном понимании сколь они не состоялись в вере.

Службы становятся скучными, приходская практика начинает видеться унылой и малопродуктивной, а потом…, а потом душа всё яснее и яснее для себя самой осознаёт — а ведь она опять стоит у разбитого корыта.

Бог есть, службы есть, вера… вроде есть, а душа пуста…

Причина внутренней опустошённости в вере, на мой взгляд, одна.

Люди ничего не знают о Адамовом плаче.

Даже не знают что он такое есть. Не знают насколько он важен. Не знают что он возможен. Не знают как возможно найти его и как в себе сохранить это, на мой взгляд, наиболее ценное внутренне сокровище души для любого из людей.

Конечно, можно сказать что наиболее ценное для души, это вера во Христа.

Но простите, если вера есть и есть дела веры, но душа томится голодом по Живому Богообщению, то не обесценивается ли, в том числе, даже и вера во Христа от того что не знает человек что такое истинное покаяние перед Богом, не знает что такое внутренний Адамов плач который «делает и хранит»?

Первое размышление
Что такое Адамов плач?

Адамов плач это:
действие благодати Божией в человеке,
это непрерывное действие сокрушения духа,
это постоянное (особым образом вышеестественно обострённое) чувство непрестанной вины перед Богом за недостаточную любовь к Нему, за недостаточное исполнение Его Воли.

Печаль ума, которая бывает в человеке когда он кается перед Богом, или же когда человек только-лишь делает вид что он (как бы дежурно, без особого болезненного состояния сердца) кается, бывает весьма и весьма разного свойства и очень различной глубины.

Некоторые виды «покаяния» в человеке, на мой взгляд — более зло, чем добро, потому что покаяние поверхностное (тем более с самооправданием) имеет свойство не очищать душу, но скорее усыплять её и делает совесть человека всё более и более жёсткой (очевидно что уже до этого тяжело спящую). Если человек привыкает дежурно каяться на исповедях, «просто потому что так положено…» тогда, со временем, он может стать совершенно недоступным для действия благодатного покаяния, может перестать видеть грехи свои.

Недостаточно серьёзно и непостоянно кающийся может почти всю свою жизнь прожить в абсолютном неведении будущего осуждения своего.

Но есть и гордое покаяние. Когда человек жёстко кается. По видимому у него нередко бывает покаянно-унылый вид и всякое подобное тоскливое выражение лица, но благодать Божия присущая Адамову плачу не знает уныния. Адамов плач — самый первый враг скуки в духовной жизни и самый первый враг напускного благочестия напоказ.

Не знаю, многие ли православные чувствуют это, но чтобы разбудить свою совесть к полноте покаяния перед Богом, чтобы душа обучилась в навыке ПРАВИЛЬНО глубоко и искренне (благодатью Бога) НЕПРЕРЫВНО воздыхать и каяться перед Всевышним, нужны десятки лет усилий над собой… десятки лет (если уж не внешнего, то хотя бы внутреннего уединения), но для многих Адамов плач может так никогда и не раскрыть своих блаженнейших тайн.

Так нелегко (весьма и весьма не у многих) раскрывается душа для более полного Действия благодати Божией!

Если же душа раскроется для благодати духовного плача более менее полно, тогда весь человек, неожиданно для себя, обнаруживает что нет ничего вожделеннее и слаще (для ума, для тела и для души его) когда душа кается не своим личным разумением, не своим пониманием о грехе, но Действием Благодати Бога.

Кто хоть однажды испытал на себе вкус настоящего духовного плача, тот НИКОГДА не сможет этот вкус Особого Милосердия Божия к человеку забыть в себе самом, не сможет жить: не в Боге, не с Богом, не для Бога, не Богом.

Мир, со всеми его соблазнами, расчетливостью, тяготами (и обманом) померкнет и умрет для кающейся, благодатью Бога, души. Душа изменится и станет СОВСЕМ другой, она станет настолько другой что всё в душе будет славить Бога Духом Его и ум обретёт покой от всех и от любых мешающих его молитве лишних мыслей.

Это и есть самое приятное в Адамовом плаче не смотря на неумолимое постоянство болезненной горечи его — Адамов плач примиряет душу с горькими обстоятельствами жизни и делает ум мёртвым для суеты.

Второе размышление
Как описать Адамов плач?

Адамов плач это нечто много-много большее чем сожаление о том что ты не так жил или не так живёшь перед людьми и перед Богом.

Адамов плач — это НЕПРЕРЫВНАЯ {предельно глубокая} нелюбовь к самому себе, нелюбовь и непримиримый критицизм ко всему своему \особенно ко благому\, это когда все и любые молитвы свои душа искренне от всей глубины своей презирает и ставит ни во что, это когда ты ставишь ни во что любые свои планы о будущем: будь-то хоть малые, хоть большие, хоть о земном, хоть о духовном. Адамов плач это непримиримая ненависть ко всему гордому в себе, а гордости в нас (во мне по крайней мере), ну через край…

Адамов плач — это когда душа непрестанно оплакивает внутри себя каждое мгновение своей жизни, это когда душа оплакивает глубоко и безутешно АБСОЛЮТНО все оттенки своей внутренней жизни и не находит в себе самой ничего достойного похвалы, воспоминаний и повторения. Адамов плач изгоняет из души всё её и вселяет внутрь себя Безмолвного, Любящего её Бога.

Адамов плач это одна из наиболее высших степеней нелюбви ко всему земному и ко всему внутреннему своему, но это не ненависть которая стремится разрушать что-либо вне себя, но забвение земного, презрение многого и многого ради любви к Богу. Душа охваченная Действием адамова плача уходит в пещеру внешнюю или же (за неимением внешних стен) скрывается от всего мира во внутренний затвор. Человек перестаёт желать видеть чьи-либо лица, перестаёт желать общения с кем бы-то ни было, его жаждой становится один только Бог, Бог и только Бог!!!

Адамов плач — это когда душа оплакивает в себе всё что она когда-либо делала и думала, а также и всё то что она будет делать и думать в будущем. Всё в нас достойно немалого плача и мир делится на две очень неравные части, очень малая часть людей знают немощи свои и сколь грешно всё внутри них перед Богом, большая же часть пребывает в неведении истинной глубины заражённости себя грехом, просто потому что не просят Бога о зрении своего греха. И, как раз вот это-то, зрение греха своего раскрывается в человеке как показывает практика — не только ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ медленно, но и крайне запутанными для человека, сложными, очень болезненными, трудными путями и переживаниями.

Адамов плач в развитии своём, делает душу свободной от будущего, от настоящего и от прошлого, а что более всего удивительно, адамов плач делает безмолвными мысли человека. Мысли становятся не то чтобы иными, они совсем исчезают из поля зрения души и душа охваченная Богом покидает этот мир и даже покидает это время — переходя на какие-то часы, дни и даже месяцы в мир иной, в тот самый мир в котором те мысли к которым мы привыкли здесь — не существуют и НЕ МОГУТ они там существовать как производное гордости человека! Человек вошедший в Радость адамова плача видит себя настолько гордым и мерзким, что даже и думать о себе не желает никак. В таком состоянии — душа умирает не только для мира и для общения с людьми этого мира, но душа умирает и для себя самой. Даже о себе самой думать и с самой собой душа разговаривать тогда не хочет, но она растворяется в Безмолвии Бога как в Живом океане Любви и Наивысшего Живого счастья.

В это время сложно быть активным в обществе. Даже не только сложно, но и почти невозможно. Ум и всё внутри души занято иным. Мир, со всеми его новостями, проблемами и печалями видится душе, находящейся под Действием адамова плача, истинно бесконечно и бесчисленно безумным. Мир же, будет склонен видеть безумным того кто так долго плачет о себе и о нём…

Естественно, социальный интерес того кто находится в зоне Действия адамова плача сводится к нулю.

Описать адамов плач в его самой сути, а суть эта также проста как прост и Господь, — невозможно. Можно лишь прикоснуться к Действию адамова плача двояким образом: или (с годами молитв) самому прийти в эту меру, или же встретиться с человеком достигшей меры адамова плача и если только Сам Бог пожелает этого, то ты сможешь переживать часть того самого блаженного безмолвия ума, что испытывает и молящийся рядом с тобой подвижник!

Именно, так встретился с феноменом Адамова плача я. Через подвижника монаха. Его покаяние творило внутри меня чудеса. Я нередко шёл к нему с теми или же иными своими (казалось мне многими духовными 🙁 ) вопросами, а приходя к нему, вдруг, все вопросы мои испарялись бесследно куда-то вне из моего сознания и оставалось ЯСНОЕ понимание того что грех мой живёт во мне СТОКРАТ глубже любых моих мыслей и любых моих догадок о нём.

Адамов плач невозможно описать точно. Точно также как невозможно описать на бумаге или на словах вкус сахара или мёда тому кто ни разу не пробовал его. Если ко вкусу земному можно найти какие-то аналоги, то с адамовым плачем никакие мысленные аналоги никак не будут уместны, потому что адамов плач духовен и как всё духовное, выражен мысленно он быть никак не может, разве что чувственно, как некая радость Высшая всего, но без слов и без осмысливания Природы этого плача.

Но если бы кто почувствовал внутри себя вкус адамова плача, его блаженство неописуемое словами, то он неизменно сказал бы…, «О…, это то что мне всегда было надо…, это так хорошо — это стоит того чтобы оно всегда было во мне»

Вернее, человек почти ничего не может думать во время Действия адамова плача в нём, но без единой мысли сомнения или же анализа, он весь устремляется как в Океан Безмолвия в то что вне человека и вне этого мира, но как-то, по повелению Божию — способно находить своё место в мыслях и теле человека.

Третье размышление
Нужен ли Адамов плач современному человеку?

Не знаю, кто как, но мне видится что Бог только и делает что направляет весь мир к адамову плачу, к горькому бесчисленному плачу о самом себе…, но… я не знаю почему мир не плачет о себе самом и не ищет Бога способного Утешить и вразумить человека сверх меры и чаяния его… так Велика Милость Бога; но мир ПРИУЧЕН искать счастье и довольство своё в чём угодно, но ТОЛЬКО не в непрестанном покаянии.

Что тут скажешь?

Может ли человек какой найти нечто драгоценное если он этого никогда не искал и искать не собирается?

Адамов плач становится нужным лишь тому кто испробовал в себе самом его блаженнейший вкус хотя однажды…, но КАК может человек почувствовать в себе искреннее покаяние если он будет думать о себе самом {хоть МАЛЕЙШЕЙ ТЕНЬЮ мысли своей} что он хоть в чём-то, но неплох (хорош, добр и прочее)?

Никак…, никак, никак невозможно будет человеку увидеть внутри себя Действие адамова плача пока он будет (хоть тенью мысли своей) думать о себе что он хоть что-либо делал, делает или же когда-либо станет делать что-либо хорошее или же доброе.

Гордость и ЛЮБЫЕ добрые и хорошие мысли о себе самом, это — наиболее УПОРНЫЙ и наиболее НАДЁЖНЫЙ ЩИТ между человеком и Любящим человека Создателем его.

Четвёртое размышление
Возможен ли Адамов плач в наше время?

Если Действие адамова плача испытал на себе я сам и видел это действие ещё в одном монахе пустыннике — то адамов плач в наше время получается что возможен, но нужны для обретения его условия о которых буду, если Бог даст сил и разума, говорить ниже.

Пятое (непростое) размышление
Как рождается в человеке Адамов плач?

Вначале пути, когда кто только только приходит к Богу, Господь может дать человеку внутренний опыт присутствия Его и даже благодатную молитву. Это должно понимать не как святость свою или же избранность, но как призыв к Богу, призыв к более строгому отношению к самому себе… В новоначальные годы веры у человека нередко бывает молитва и благодать, приходит опыт (малого) Живого Богообщения, но знание истинной глубины падения своего человеку невозможно приобрести скоро. Не может быть у верующего первые пять-десять лет молитв ни малейшего понятия и о адамовом плаче.

В начале пути своего, лет десять-двенадцать его молитв, может у кого и большее число лет, о адамовом плаче подвижник (даже отдалённо) совсем НИЧЕГО не может знать сколь бы много не прочёл он книг о покаянии и о молитве. Это важно знать чтобы не принять внутри себя за адамов плач некую демонскую мастерскую подделку его, что бывает с многими гордыми подвижниками (высокосердное покаяние).

Как же тогда, в уединении, я сам мог быть обучен моим духовником монахом началам адамова плача уже на пятом году после прихода к вере?

Только по причастию.

Монах, которому довелось мне доверить душу свою, имел дар адамова плача и я чувствовал в себе самом вкус его внутреннего особого блаженства общаясь с ним или же просто даже молча находясь рядом с этим подвижником. Он говорил мне о адамовом плаче разными способами, но я не понимал его слов, и…, что было ещё хуже, я весьма и весьма (сам того не подозревая) много обольщался, думая, что я хорошо понимаю те его слова о покаянии что он говорил мне.

Когда же, на дальнем камне где молился преподобный Серафим Саровский чудотворец, в 2007-ом году я сам впервые встретился с феноменом адамова плача внутри себя, тогда уже я узнал его действие в себе только лишь потому что десять лет назад слышал от своего духовника монаха, приблизительно, о таком же действии этого вида благодатного покаяния.

Как же рождается в человеке этот вид БЛАГОДАТНОГО покаяния, адамов плач?

Вначале, как я только что сказал выше, человек получает внутри себя благодатное переживание молитвы (призывающая благодать Божия), но при этом человек духовно совсем пока ещё неопытен. Человек может думать (точнее, обольщаться о себе самом) что он достаточно уже хорошо знает путь своего спасения, но на самом деле он не может знать: ни себя, ни ближних, ни того каким трудным, запутанным, долгим, сложным, томительным путём ему может предстоять идти к Богу.

Бог (как это показывает неумолимая практика жизни) ОБЯЗАТЕЛЬНО (обычно после 3-5ти летнего) действия призывающей Его благодати — отступает от души (как пишут некоторые подвижники) никак не менее чем на восемь, двенадцать, двадцать и даже большее число лет.

В этот период, в период испытательного отступления благодати Божией когда верующий обычно испытывает серьёзные искушения от разных, в том числе и от грубых мерзких страстей, мало по малу начинает зарождаться в человеке его опытное знание самого себя, опытное знание того что он НИЧТО и НИКТО…, вслед же за признанием бессчётных ошибок своих, человек, мало по малу, начинает зарождать в себе самом более менее устойчивую глубокую немалую ПОСТОЯННУЮ печаль… Он всё чаще и чаще спрашивает Бога: «Да когда же, мрак ума моего рассеется? Когда же греховность и жесткость души покинет мою многострадальную душу? Когда же научусь я думать и поступать правильно?»

Одним словом, человек много лет страдает внутренне о том как он: нечисто живёт, нечисто молится, нечисто мыслит, нечисто поступает. Страдает он также и от того что он часто {даже тогда когда хотел бы этого} НЕ МОЖЕТ поступать и мыслить правильно. Бывает так что человек теряется даже в самом простом. Это сожаление о неправдах своих, эта печаль по правильной жизни и опыт познания своих немощей это совсем никак не адамов плач, но лишь начало осознания человеком тех самых глубинных грехов своих которые были в нём и ранее, но он не видел в себе самом этих тонких {прежде скрытых, мистических} изъянов своих.

Адамов же плач, это СОВСЕМ не действие работы ума и воли человека, но это дар Свыше, который всегда приходит неожиданно чем-то напоминая своим действием выход души из себя самой.

Нет, я говорю здесь не об оккультном выходе души в некий «астрал» (терпеть не могу оккультную терминологию и практику), но ум человека выходит из себя самого (как это происходит не могу объяснить) и тогда человек начинает ясно видеть в себе самом то о чём прежде он лишь смутно догадывался, что {оказывается-то…}, а ведь сам-то он: правильно каяться и правильно молиться никогда не умел и уметь не сможет.

Не знаю ничего коварнее и страшнее для духовного развития своего чем когда кто-либо подумает о себе самом что он уже научился и умеет правильно каяться и молиться.

Когда я молился на дальнем камне где молился преподобный Серафим Саровский, в одно из таких молений, ум мой, необъяснимым Действием Бога, как бы раздвоился, после чего та часть ума что вышла осталась во мне неподвижной, но лишь удивлялась тому что видела; в другой же части души, внутри её чувств и мыслей, Господь стал показывать мне истинно бесконечную бездонную греховность мою. После чего Господь {в первый раз такое открылось мне} стал Бесчисленно глубоко (особо хочу это отметить здесь — не сам я, но Дух Божий внутри меня) Оплакивать всего меня без остатка. Оплакивал Господь во мне весь мой внутренний состав, всё что я когда-либо делал, знал, слышал. Оплакивать стал (без видений) Дух Бога все те сокровенные глубины в душе моей о которых я, до времени, и знать ничего не знал и знать не мог, и не подозревал ранее ничего о этих (истинно вселенских) глубинах греха и грехолюбия в себе самом!!!

В тот, памятный для меня, день понял я сколь велика разница между тем покаянием которое человек пытается образовать в себе самостоятельно, от того покаяния какое даёт человеку Сам Господь. Это СОВЕРШЕННО разные виды покаяния. Они СТОЛЬ сильно отличаются одно от другого, что, пожалуй, невозможно между ними найти почти ничего общего. Если кающийся от себя человек испытывает то или же иное чувство вины перед Богом, то покаяние благодатью Бога — делает повинным душу также и в том что она всегда, во все времена, каялась и будет каяться плохо. Впрочем, это следует отметить особо, Бог очень Милостив и если в чьей-то душе Он делает что-то, то Он делает это весьма просто и Властно.

Вот где начинается феномен адамова плача…, он начинается с ясного осознания что человек сам, как должно, каяться за свои грехи НИКОГДА прежде не умел, и в будущем уметь не сможет, но надо для его спасения и очищения чтобы Сам Господь внутри души ОПЛАКИВАЛ грехи человека ТАК как умеет это делать только-лишь Сам Господь, Сам Дух Божий.

В тот день когда душа впервые испытает внутри себя самой опыт того как она со стороны будет видеть и осознавать ясно что это не она сама, но Сам Господь ОПЛАКИВАЕТ её грехи, бывает очень сильное потрясение, столь сильное, что едва едва вынести это можно, всю блаженную Могущественную Независимую от воли человека Силу Живого Присутствия внутри себя Творца миров.

Когда открывается, впервые, для человека вся Беспредельная Сила того что он увидит в себе самом как бы извне, со стороны, душа испытывает сильное удивление от того что она и предполагать не могла того что НАСТОЯЩЕЕ покаяние оно СОВСЕМ-СОВСЕМ ИНОЕ и что оно душе (оказывается-то!!!) никогда ранее не принадлежало, не принадлежит сейчас и в будущем принадлежать НИКОГДА не будет, потому что Дух дышит где хочет… и покаяние от Бога — это то что человек сам в себе понять и представить, заранее, никак не может, но может что-то понять лишь тогда когда переживет это Действие Бога в себе самом опытно.

Также, понимает тогда душа что она о истинном покаянии до этого момента НИЧЕГО-НИЧЕГОШЕНЬКИ не знала бедная.

Потом (если только душа не заленится, но будет продолжать ревностно следить за собой) адамов плач может начать проявлять себя внутри чувств души всё более и более чаще и чаще, также и глубже, так до тех пор пока человек не привыкнет к нему и потом, адамов плач в человеке может стать для него НЕПРЕРЫВНЫМ состоянием его души, состоянием Блаженнейшим очень и очень устойчивым.

То есть, адамов плач и Благодатное покаяние начинает жить в человеке не как фон его мыслей и чувств, а как их единственно истинная ОСНОВА!

Всё что рождается в человеке в такое время подвижничества его, начинает рождаться в нём ТОЛЬКО лишь из состояния Благодатного плача Бога о его душе. Такое вот удивительное Таинство и состояние души… не душа сама по себе, но Бог, Таинственное ВСЁ в ней.

Удивительно Покойное состояние. Подвижничество же, в такое время становится совсем не трудным, но становится естественным и очень очень легким — (молится и постится человек, и воздерживается от многословия также легко — как дышит). В такое время человек становится иным.

В эти годы он много молчит не только устами, но также и самим умом. Усилий к молитве, к покаянию, к безмолвию ума в себе самом — душа в эти годы — не делает совсем почти никаких, но: и молитва ко Христу, и покаяние о грехах, и память о Боге, и молчание ума — всё это делает внутри человека Сам Господь.

А где Господь, там ГДЕ может быть труд души для кого-либо?

Нет там совсем никакого труда и нет тогда внутри души никакого насилия над собой, но входит человек в ту самую пристань безстрастия которую многие ищут, о которой многие читали в книгах святых, но опытом, очень и очень немногие входят туда. Моё мнение, вне и без Действия внутри человека Благодати адамова плача, в пристань безстрастия в Боге НИКТО войти не может и НИКОГДА не сможет.

Шестое размышление
Каким, именно, образом Адамов плач способен НЕПРЕРЫВНО охранять душу от обольщения грехом?

У простых людей слова и мысли просты,
Как прохладный с ключом привал.
Сколько я книг за всю жизнь перечел —
до тошноты!
А простым, как они, не стал…

Монах Симеон Афонский

Одна из основных ошибок преобладающего большинства верующих является то что они думают что Бог может станет близким им в том их состоянии в котором они прожили жизнь свою и к которому они привыкли, но это КРАЙНЕЕ обольщение!!!

Бог слышит и становится близким лишь таким людям которые додумались, догадались, кого кто-то надоумил — стать ИНЫМ, тем кто смог приобрести у Бога Его (ИНУЮ для нас) Природу.

Выражаясь кратко, надо внутренне переродиться и пока реального перерождения в человеке не произошло, о каком-либо весомом успехе в вере — даже и предполагать не стоит.

К сожалению, людей сумевших переплавить себя самого многолетним терпением на молитвах, очень и очень мало, но сплошь и рядом можно встретить верующих (в том числе, священство и монашество) которые не преобразили своей природы, но малоопытные христиане превозносят этих непреображённых — как нечто достойное почитания и подражания.

Мне, сказочно, повезло. Почти с самых первых шагов в церкви я встретил подвижника монаха который сумел преобразить себя и удерживался в этом преображении. Рядом с этим человеком чувствовалось Дыхание иной жизни так сильно что я очень хорошо понял…, для того чтобы стать иным необходимо отстраниться от общепринятого представления о христианстве и о вере, необходимо ЖЁСТКО избегать всего того внутри себя что составляло моё прошлое, необходимо перегореть в самом себе и стать ИНЫМ.

Так я был научен тому что: истину, Бога и Жизнь в Боге надо искать не в самом себе, не в своей (падшей) природе, но в природе Бога, когда Бог, не я сам, но Дух Бога должен внутри меня быть: и Оценивающим, и Видящим, и Воспринимающим, и Действующим, и Направляющим, и НЕПРЕСТАННО Плачущим о мне, Плачущим о моём, ИСТИННО бесконечном, всеконечном падении. То есть, я должен был стремиться стать не постигающим и размышляющим, но лишь субъектом Действующего во мне Бога.

Вот в чём основная трудность обретения Адамова плача. Не ты должен плакать о себе самом внутри себя, но надо создать в себе условия для того чтобы Бог Плакал о всём в тебе, а это НЕВОЗМОЖНО сделать будет Богу внутри человека до тех самых пор пока человек, хоть тенью своей мысли, но будет считать себя умеющим правильно (и уж тем более праведно) мыслить!

Адамов плач характерен тем что он непрерывно ПОКАЗЫВАЕТ душе ТОЛЬКО её личное падение, ТОЛЬКО её личный грех, ТОЛЬКО её личную тьму, ТОЛЬКО её личное потенциальное бесконечное истинное грехолюбие и даже адолюбие. Тот в ком Действует Благодать Божия как Адамов плач — ИСТИННО видит себя самого (всегда и в любое мгновение своей жизни) худшим всего ада, худшим всех бесов и худшим любого из грешников на земле. И это должно происходить не от усилия личной воли человека (от личной воли человека может возникнуть лишь гордое, жалкое, убогое, пагубное внутреннее актёрство), но видеть себя грешником душа правильно может лишь тогда когда Бог Войдёт в сердце человека, когда Дух Бога обоснуется в нём и станет там показывать человеку ту (общую всему миру) тьму, которая есть совершенно В КАЖДОМ человеке, которую (эту нераскрытую в себе самом тьму) многие внутри себя интуитивно чувствуют, многие страдают от неё, но почти никто в наше время не учит людей тому как можно и как нужно избавляться внутри себя от этой вселенской (ещё раз повторюсь НЕПРЕРЫВНО пребывающей в каждом человеке) адской сокровенной тьмы.

Адамов плач — однажды войдя в человека, если это произошло достаточно основательно — ЗАМЕНЯЕТ в человеке ВСЁ, заменяет Собой, в том числе и всё его личное прошлое понимание веры, понимание святых отцов и прочего. После чего человек перестаёт умничать о Боге, перестаёт участвовать в рассуждениях о Боге и о путях приближения к Нему, но в УЕДИНЕНИИ сердца с большой болью О СЕБЕ САМОМ, НЕПРЕРЫВНО скорбит он: «Господи, спаси меня — погибаю я…, непрерывно служу греху, полон тьмы и не служить тьме, не быть рабом тьмы — не могу, не в силах не служить сокровенно живущему внутри меня БЕСКОНЕЧНОМУ греху!»

Этот вот признак и отличает истинного христианина от христианина малоопытного… Истинный христианин видит не других кого-либо, но ПРЕЖДЕ всего себя самого НЕПРЕСТАННО утопающим в грехах и в греховности всего мира, а христианин поддельный и малоопытный — не видит в сколь жалком и опасном положении находится ни кто-то иной, но (прежде всего) он сам.

Истинный христианин НЕПРЕРЫВНО (сокровенно) плачет, болезнует и скорбит о себе самом, но скорбит не напоказ, а так что этой его \НЕПРЕРЫВНОЙ скорби о самом себе\ рядом находящиеся с ним люди не видят. И эта НЕПРЕРЫВНАЯ скорбь о себе самом, отнюдь не устраняет из человека умение шутить и даже иногда посмеяться вместе со всеми умеренно и к месту. В целом же, Адамов плач, моё мнение, НИКАК невозможно удержать в самом себе при частом общении с людьми.

Тот кто почувствует в себе Действие Адамова плача — естественно устранится от всего мешающему такому плачу. То есть — развлечение, излишнее общение в сети, отвлекающие факторы от сокрушённой молитвы (тем более фильмы, игры в интернете) всё это должно быть безоговорочно и предельно жёстко устранено!

В более менее устоявшемся Адамовом плаче если находится душа, то тогда она НИЧЕГО и НИКОГДА не сможет видеть в себе самой чистым и не нуждающимся в БЕСКОНЕЧНОМ покаянии и плаче.

Седьмое размышление
Почему вне Адамова плача невозможен успех духовной жизни?

Многие, очень многие пытались (пытаются и будут пытаться) приблизиться к Богу в непреображённом, привычном себе, состоянии. Но всех их будет ждать один и тот же печальный результат… БЛУЖДАНИЕ во тьме СВОЕГО разума и во тьме своего духа, их будет ждать неумолимое (крайне ЖЁСТКОЕ) рабство обольщению о самих себе и как следствие служения этой тьме (вместо наполненности духовной жизнью) их будет ожидать НЕУМОЛИМОЕ духовное увядание, НЕУМОЛИМОЕ уныние и неизбежное внутреннее саморазрушение, ослабление и даже почти полная утрата горения веры.

Вне Адамова плача, вне видения грехов и (что важнее — вне ясного осознания Бесчисленной всегдашней истинной греховности своей) душа становится как мелкая грязная лужа пытающаяся отразить внутри себя Красоту и Силу Солнца.

Конечно, и в непреобразившейся душе Господь отражается, но КАК Он в ней отражается? Достойно ли отражается? Да и как будет чувствовать себя эта грязная мелкая придорожная лужа, которую то и дело возмущают тысячи и даже десятки тысяч гордых, сторонних небожественных впечатлений за день!

Тот кто не увидел себя Глазами Бога — не может видеть и мир Глазами Бога. От этой (крайне пагубной) немощи духа своего он будет слеп и жёсток: как к себе самому, так и ко многим ближним. Он будет «лезть» своим умом не в свою глубинную, \сокровенную, тщательно скрытую от него самого\ ЛИЧНУЮ БЕЗДОННУЮ греховность, но будет немало (и как ему будет думаться) «правильно» «рассуждать» и даже активно проповедовать о последних временах, о «Боге», о антихристе, о самых различных отступлениях от православной веры, будет осуждать весь мир и священство,  и — по Евангелию, такой не будет видеть бревна в своём глазу (бревна КРАЙНЕ пагубного своего личного самосмышления), но будет он бедный…, сам бесконечно слабый и падший, пытаться «спасать» тех кто по сути — во многом, лучше его самого!

Покуда душа не видит в себе самой вселенского греха и живо не плачет о себе самой — она не имеет морального права судить и рассуждать о таких же больных как и она сама.

В настоящее время — проповедники православия (их много) набирают немалую популярность. С одной стороны, это хорошо. Люди хоть как-то, но задумываются о православии и кто-то даже идёт в храм на покаяние и Причастие Тела и Крови Иисуса Христа, но…., душу мою снедает скорбь от того что проповедникам не мешало бы подумать о своём личном, более углублённом личном покаянии. И вот тогда-то, глядишь, и ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ многих слов (ныне популярных среди верующего народа) сказано бы не было бы никогда.

И сейчас, мне видится ситуация с проповедью православия таковой, как если бы кто позолотой покрывал то, что (ПО СУТИ) является не пищей для спасения многих, но КРАЙНЕ ОПАСНЫМ ДУХОВНЫМ ЯДОМ!!!

Великая нужда каждому из христиан — увидеть в себе грех, именно, таковым каковым видит в нём (грех) Сам Бог и тогда, прыткость рассуждений о Боге, о последних временах и о ближних (лишь на поверхности кажущаяся православной и даже догматически блестяще выраженной) не то что поубавится, она СОВСЕМ перестанет быть в человеке. Человек, наконец-то, научится более искренне молиться о себе самом и о ближних, чем (по сути всегда неизменно гордо) проповедовать что-либо кому-либо.

Да, тот в ком присутствует Живое Дыхание Бога, Живой Адамов плач — НЕОБХОДИМО будет незаметен среди говорунов о православии, он будет предпочитать молчание там где многие будут раззоряться о вере вдоль и поперёк, но этот молчащий и НЕПРЕСТАННО плачущий о себе самом и о многих других душах человек — будет иметь Мир Божий внутри себя, тот самый Мир, который при многословии, тем более при ПУБЛИЧНОМ многословии о Боге НЕИЗМЕННО удалится от души необученной опытному молчанию.

Для чего я пишу здесь об этом?

Отнюдь не для того чтобы судить о популярных проповедниках о православии в сети и в реальной жизни, но для того чтобы человек, читающий эти мои размышления о Адамовом плаче имел (хоть малую некую) страховку от того чтобы не доверяться тому внешнему блеску проповедей о православии, который по сути не есть православие, но лишь его тонкая, мало кем отмечаемая и потому тем БОЛЕЕ опасная ПОДДЕЛКА под истинную духовность и под истинное православие.

Истинная же духовность, умоляю…, она невыразима словесно и словами описана, передана или же осмысленна \с помощью слов\ быть не может.

Путь к истинной духовности:

ВСЕГДА (КРАЙНЕ) болезненный ДЛЯ ЛЮБОГО человека.

ВСЕГДА через МНОГОЛЕТНИЙ личный пот и кровь на молитвах!

ВСЕГДА через внутреннюю смерть себя самого как личности — перед Богом!

ВСЕГДА — истинная духовность была достоянием немногих и немногие достигали её.

ВСЕГДА — истинная духовность была ТРУДНО ДОСТИЖИМОЙ Тайной не только для верующего общества, но также и для того кто сам входит в её области. И без Адамова плача о себе самом — истинная духовность не может быть правильно опознана и признанна никем из людей.

Восьмое размышление
Как обрести Адамов плач?

Когда человек только только приходит к вере, у него (что бывает нередко) происходит некий особый взрыв мозга. Душе хочется скорее достичь духовного успеха и человек даже не подозревает сколь ко многому (если не вообще ко всему!) он стремится гордо и потому незаконно. Воспламеняется в человеке его фантазия: о духовном и о Боге, и в этих красочных фантазиях: о православии, о молитве, о смирении, о покаянии и о многом ином — человек думает найти способ угождения Богу. Нищета духовная — в таких случаях не только отодвигается на иной план, но о ней душе и думать-то бывает некогда, так человек увлекается мыслями о духовном. И тут-то начинается самое интересное и для многих неожиданное…., начинается знакомый, наверное, почти каждому жёсткий многолетний спотыкач в духовной жизни.

Человек, вроде, всё старается делать честно. Активно посещает службы, немало читает духовных книг, много молится, но при этом душа его вместо Мира в Боге передаётся от одного болезненного искушения к другому, не менее болезненному и человек начинает всё чаще и чаще задумываться и недоумевать: «Что же хочет от меня Бог? Усилий масса, годы (и даже десятилетия пребывания в вере) идут и идут, но реального УСТОЙЧИВОГО внутреннего мира как не было, так и нет».

Вот это и есть та «духовная мина» на которой внутренне «подрываются» весьма и весьма многие. Они только лишь думают что многое делают правильно, живут по Евангелию и по книгам святых отцов, но если нет мира в душе и нет Живого чувства Присутствия Бога внутри себя самого, значит какая-то ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ {до времени, СКРЫТАЯ от себя} неправильность перед Богом есть. Эту неправильность необходимо в себе самом обязательно найти и устранить её из себя. Устранив — найти Мир в Боге.

Но в наше время так ослаб народ в вере, что ему даже мысли о Живом общении с Богом кажутся едва ли не кощунством, едва ли не верхом гордости, едва ли не ересью. Забывается и оставляются без внимания слова Иисуса Христа: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него {внутри него} сотворим» (Ин. 14,23)

Человек ДОЛЖЕН быть Живой Обителью Бога, он ДОЛЖЕН Ясно чувствовать внутри себя Особое Присутствие Бога и если этого чувства присутствия Бога внутри человека нет, значит что-то давно уже идёт не так, не туда, не в том направлении, не в должном устроении и настроении.

Вот так только и можно найти (всегда приходящий НЕОЖИДАННО) адамов плач, плач Бога о своей душе…, надо быть фанатиком веры, фанатиком молитвы, фанатиком покаяния, фанатиком Евангельских истин, фанатиком воюющим не против ближних и мира, но против себя самого.

Тот кто в духовной жизни не фанатичен и не максималист, тот для кого вера это всего лишь некая красивая субкультура, некая хорошая традиция…, за теплохладность свою к вере — о адамовом плаче и отдалённо знать ничего не сможет, а если и услышит о нём, уныло скажет, «ну…., это не для мирян».

Как говорится, каждый сам выбирает для себя меру своего стремления к Богу и навязывать кому-либо тяжкий путь поисков Бога, я бы не рискнул никому.

Идти к Богу, отказывая себе во многом и многом, человек может ТОЛЬКО сам решившись на многие и многие самоограничения ради веры словам Христа.

Девятое размышление
Как сохранить Адамов плач?

Можно ли потерять адамов плач после его приобретения?

Не знаю, не знаю…., скорее всего, вряд ли это станет возможным.

Если уж кто РЕАЛЬНО (немечтательно) встретится внутри себя с феноменом адамова плача, вряд ли что-либо вообще в этом мире сможет отвратить его от того внутреннего Богатства Божия что открывается через Действие адамова плача. Адамов плач столь сильно привлекает внутрь себя всего человека, как душе его так и телу даёт столь весомое и ёмкое блаженство Живого Присутствия Божия внутри себя, даёт столь сильный (главное УСТОЙЧИВЫЙ, несокрушимый ничем) Мир Божий, что от Божиего Добра — добра какого-либо иного станет искать лишь последний конченный идиот.

Бог столь Велик когда войдёт внутрь человека через Свой Плач о человеке что это ни с чем невозможно земным сравнить.

Тот кто вошёл в Тайну адамова плача внутри себя становится как безумный, он весь тянется к Богу. Тянется к молитве, тянется к покаянию — так что и жизни своей не мыслит без ПОКАЯНИЯ, без этого высшего всего блаженства!

Но всё же, некие усилия для сохранения адамова плача душа должна в себе самой производить.

Стоит помнить что к новоначальному в вере адамов плач не может прийти и потому удерживать в себе адамов плач может лишь христианин достаточное время находящийся в вере и тут, многое делается как бы автоматически, почти не задумываясь, потому что душа приобретает навыки того как ей «удержать» внутри себя Неудержимую Благодать Бога.

Особо хочу отметить умение видеть себя низшим всех, неосуждение и особо безропотное ТЕРПЕНИЕ всего того многого неприятного, что не смогло бы приблизиться к человеку без попущения на то Всемогущего Бога. Если предельного терпения в человеке нет, — то его духовный успех будет никак невозможным.

Это и есть, наверное, самое трудное для удержания себя в благодати покаяния — умение терпеть всё находящее неприятное на себя.

Десятое размышление
Почему без Адамова плача невозможно правильно войти в духовный мир?

Духовный мир привлекает к себе многих, потому что войдя в него человек надеется что-то изменить в себе самом и в мире земном, надеется что-то сделать полезное для себя, надеется вымолить себе и ближним своим некое земное благополучие, надеется решить какие-то личные трудности, надеется поправить отношения с людьми и иное, но…, как показывает практика — первые кто встречает любителей контакта с духовным миром как большинство православных так и иноверцев (и уж тем более оккультистов) это — падшие ангелы, бесы.

Почему так происходит?

Почему Ангелы Бога не вступают с человеком в контакт первыми, хотя человек может искренне стремиться к живому общению с ними, но вначале попускает Бог демонам (в течении многих лет и даже десятилетиями 🙁 ) морочить человеку голову своими разными тяжестями, сложностями и мастерскими подделками под истинно Божие?

Я не знаю ответа на этот вопрос.

Может, таким образом, будучи бесчисленное число раз обманутая собой и бесами душа научается, наконец, не верить себе самой почти ни в чём, но всё что приходит в неё и к ней потом тщательно проверяет молитвой и всем образом своей жизни проверяет, на сотни и даже на тысячи раз?

Но рассуждения на подобные темы не видятся мне актуальными, потому что умение отделять внутри себя бесовское от небесовского — это умение НЕ МОЖЕТ принадлежать природе человека ни в малой даже степени, сколько книг о бесовских кознях не читай, но (по факту) бесы тысячу раз быстрее любого человека соображают своё, умение же отличать истинное от поддельного принадлежит только лишь Природе Бога. Поэтому, важнее в духовных недоразумениях не количество прочитанных книг, а качество (болезненность) и долговременность своих молитв.

С Богом человек начинает более менее правильно видеть всё как внутри себя, так и вне себя, так и в том случае когда он входит в Блаженнейший духовный мир, но когда душа оказывается способной видеть себя такой какова она есть на самом деле, во всей глубине отпадения своего от Бога и Создателя своего — она замолчит от слов, даже от чувств она замолчит, так сильно она будет поражена ОБШИРНОСТЬЮ и силой греха живущего В КАЖДОМ человеке. Замолчит тогда душа даже от мыслей о грехе — потому что падение человека — истинно без числа… истинно бездонно, истинно бесконечно, истинно почти не имеет границы, и истинно во всём, и истинно НИЧЕГО в человеке нет и не может быть не подверженного той или же иной мере СОКРОВЕННОЙ внутренней испорченности.

Вот это правильное (всегда НЕИЗМЕННО болезненное) видение себя (не своим разумом, но Благодатью и Глазами Бога), видение себя испорченным во всём и всегда — СТОЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕНЯЕТ природу человека, что ум его делает СОВЕРШЕННО безмолвным, сознание ПОЛНОСТЬЮ немятущимся и столь спокойным, и Тихим, что в душе прекращают свои проявления все её чувства, все её мысли, все образы, все мечтания, все желания, все тревоги, все слова — всё делается как не имеющее нужды в проявлении, потому что душа нашла себя, нашла себя у Бога, Богом и в Боге.

Когда адамов плач вступает в свою полную силу он делает душу человека ИНОЙ, настолько иной что человек как бы (почти полностью) утрачивает свою волю, утрачивает свои желания, утрачивает свою самобытность, но становится как безмолвная свеча {находящаяся, покоящаяся} в Руке Божией. И вот в таком состоянии Божиего Покоя к душе не могут приближаться демоны со своим каким-либо обманом, потому что им и не за что зацепиться в уме человека, не за что зацепиться в его чувствах, потому что ум (Благодатью Божией) как бы перестаёт действовать, а чувства умиротворены Богом (Полнотой Бога) так что нет желаний других у души и тела человека кроме как только лишь слушать Бога, только лишь впитывать Бога в себя самого как душой, так и телом (от чего тело блаженствует не менее чем душа, а в чём-то даже и более чем душа).

Вот почему невозможно правильно войти в духовный мир без адамова плача — потому что без все о всем покаяния о себе, душа легко может повлечься той деятельностью которая не приводит человека к Покою в Боге, но приводит к непокою, а Бог — это и есть Покой.

Высшее Счастье для человека — это в покое ума и чувств слышать Бога, как бы непрерывно Смотреть на Него (при этом смотрении на Бога НЕВОЗМОЖНЫМИ делаются не только мысли о Боге оформленные в слова, но и почти любые самостоятельные мысли). Весь секрет заключается в том что душа человека от Безмолвия и Покоя Божиего делается невидимой для демонов. Они и рады бы, но не могут её спровоцировать ни на что мнимо благое, потому что душа Оплакиваемая Богом НИЧЕГО не ищет ни в ином мире, ни в этом, потому что она уже нашла Лицо Бога, смотрит в Него и дышит Богом. И за это смирение ума и чувств в человеке, которые НЕВОЗМОЖНЫ без почти непрестанного навыка в болезненном покаянии о всём в себе самом, Бог берёт ВСЮ заботу о душе и теле человека полностью на Себя Самого.

Если же душа не находится в Покое Бога, то она с лёгкостью соглашается на те действия которые умеют мастерски провоцировать перед людьми — бесы и тогда, влекомые демонами души начинают активно действовать в обществе, стараются привлечь к себе внимание посторонних призывая людей, в том числе и к борьбе «за чистоту веры», против «экуменизма» и тому подобный {ведущий к мнимому благу} и «к Богу» непокой.

Тот же кто находится в Покое Бога не провоцируется почти ни на что внешнее, потому что у него не возникает желания вмешиваться во что-либо — хорошо зная что Бог всё видит и слышит и Бог НИКОГДА не торопится и не опаздывает никуда, просто потому что Он — Всемогущ.

Одиннадцатое размышление
Почему Адамов плач столь редок в наше время?

Неправильный духовный «рост» печальная почти повсеместная норма в наше время. Правильный же духовный рост — большое исключение, просто потому что почти невозможно найти положительных христианских примеров. Те самые христиане, рядом с которыми Действует, Живёт и Чудотворит Дух Божий — где они сейчас?

Можно найти немало трудяг священников и монахов, но труд на ниве приходских треб и исправное исполнение монашеских правил с одной стороны, и труд правильного внутреннего развития к Богу (всегда индивидуального) это хоть и родственные в чём-то понятия, но в тоже время — они очень и очень различаются один от другого.

Духовный рост, — чем-то сроден тому как если бы цветок пытался пробиться сквозь асфальт современного, почти повсеместного, активного и пассивного противления Заповедям Христа.

Как устроена жизнь современного человека по отношению к Евангелию? Даже трудно представить себе как сложно освободить ум свой и совесть от забот житейских и от отвлекающих от молитвы к Богу бесчисленных впечатлений мира…, ведь что делает мир и большинство в мире? Им откровенно плевать на Заповеди Иисуса Христа и эта теплохладность к Богу — затягивает, заманивает, охлаждает душу к молитве ежедневно.

А что происходит когда если кто начинает искренне сторониться мирских развлечений и искать Бога всем своим сердцем и всей душой?

Такой человек становится изолированным от большинства и он, хочет того или нет — остаётся со своей болью Богооставленности — один одинёшенек.

Священники заняты требами и стройками. Монахи стройками и ещё раз стройками и иным, и душе искренне ищущей Бога ничего не остаётся ведь делать как удаляться не только от мирских людей, но и (по видимому) от лиц духовного звания.

Почти всё лица (по видимому) духовного звания почти непрестанно ведь заняты землей… и эта земная увлечённость — она убивает в душах тягу к тонким духовным переживания внутри которых только и возможно рождение особой Живой близости к Богу посредство адамова плача.

Вот и ответ почему адамов плач столь редок в наше время, что можно сказать что его почти нигде и ни в ком сейчас невозможно найти…. Всё оттого что духовная напряжённая внимательная внутренняя жизнь требует ДОЛГОВРЕМЕННОГО многолетнего внутреннего (а лучше бы и внешнего) почти полного отсечения от общепринятого образа мышления, требует долговременного отсечения от общения с людьми.

Двенадцатое размышление
Как отличить Адамов плач от его подделок?

Вполне видится естественным, что дьявол, если увидит какую душу заинтересовавшейся феноменом адамова плача, не упустит момента обмануть кого-либо подделками под плач Божий о душе человеческой.

Чем характерны сатанинские подделки под истинное христианское покаяние?

Прежде всего они характерны яркими образами рождаемыми в душе подвижника и особо сильными чувствами (гордого) перед «Богом» покаяния.

Душа, обманываемая дьяволом и якобы достигшая глубин покаяния — приходит в состояние некоего неспокойного (экзальтированного) возбуждения. Может даже проливать слёзы «о грехах мира» и иное, но не будет у человека внутреннего покоя и ЯСНОГО осознания что сам по себе человек каяться не может.

Когда же приходит дар истинного адамова плача душе — НИКОГДА не являет Господь НИКАКИХ ярких образов, не будет и экзальтации внутри, не будет желания говорить с кем-либо и кого-либо к чему-либо призывать. В душе будет удивление от Силы Божией, и, хотя переживания адамова плача весьма и весьма сильны (особенно в теле подвижника) человек яснее ясного понимает что он ничто и никто. Человек начинает презирать и даже по своему Свято ненавидеть в себе самом всё своё — настолько плотно и сильно, что у него и тени мысли не будет возникать быть кому-то благочестивым примером и вообще пропадёт желание говорить с кем-либо на духовные темы. Пропадёт, потому что душа достигшая адамова плача ОЧЕНЬ хорошо знает сколь почти НЕВЫРАЗИМО трудно и сложно прийти в состояние умения отличать внутри себя истинно Божие, от «Божиего» подложного что бесчисленно разнообразно будут красочно предлагать всякой душе ищущей спасения — бесы.

Основное же отличие подделок под покаяние, от покаяния истинного — это если кающийся истинно видеть будет и осознавать что он грешен во всём и всегда, столь грешен — что даже и надежды на малый свет в самом себе и даже на самую малую правду в самом себе он не допустит.

Тот же кто охвачен покаяние поддельным, в глубине души обязательно будет видеть себя ДОСТИГШИМ некоего особого покаяния.

Богом же Движимая душа — даже и тенью мысли своей не сможет думать о себе что она хоть чего-то доброго (даже самого малого) достигла!

Ссылка для тех кто в силах финансово поддержать автора материала